foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


+043 756 00 234 03
office@engineer.com

Мой сайт в зоне РФ

Праздники

 

Информер праздники сегодня

Сейчас на сайте

Сейчас 86 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход для друзей

Армия-Флот-Оружие

  • Самолеты «судного дня» повреждены из-за торнадо в США
    Инцидент произошел 16 июня на базе ВВС США Оффут. Из-за торнадо был нанесен урон восьми самолетам-разведчикам Boeing RC-135 и двум E-4B. Последние называют в Соединенных Штатах машинами "судного дня".
  • Глава МИД ОАЭ прокомментировал попытку теракта в Мекке
    Попытка террористов в Саудовской Аравии организовать теракт в Мекке с нападением на паломников в крупнейшей мировой мечети, как заявил министр иностранных дел ОАЭ Халиф бен Заед Аль Нахайян в интервью для Al Arabiya, служит наглядным примером масштабов жестокости, на который могут быть способны боевики.

Гремиха - Йоканьга - Островной. Часть 1

Источник


Вячеслав Кисляков 2
Гремиха.     (История и действительность).

   Сегодня это – маленький заброшенный посёлок. Вчера – грозная военно-морская база, которую супостат (США) уважительно называл «Осиным гнездом». Сколько их, осколков некогда могучего и грозного Военно-Морского флота СССР, разбросано по окраинам нашей большой страны? И сколько ещё людей, чья жизнь надолго была связана с подобными городками, уже много лет тоскует по ним на «Большой земле»? Я знаю, что их сегодня очень много!

   С Йоканьгой – Гремихой – Островным меня связывают долгие годы моей жизни на Севере и работы в Мурманском морском пароходстве. Поэтому Гремихе я посвящаю подробный, можно сказать, отдельный очерк, в том числе и экскурс в историю Гремихи.

   Кольский полуостров – это легендарная Гиперборея - полночная страна, лежащая за полярным кругом. Сколько чудес и загадок хранит эта таинственная земля, родина бога Аполлона, соперница Атлантиды. И на Кольской земле ищут энтузиасты ее следы - ведь Коло - значит «солнечный круг». Первые люди пришли на эту землю 8 тысяч лет назад. Мало что осталось от них - лишь грубые каменные орудия на редких стоянках, расположенных на полуострове Рыбачий. В те далекие дни климат в Заполярье был не в пример нынешнему, теплее и суше. Потому-то и тянулись сюда в поисках богатых и незанятых промысловых угодий люди. Вторая волна переселенцев пришла на Кольский полуостров в IV- III тысячелетии до н.э. из междуречья Оки и Волги. Селились пришельцы по берегам рек и озер, в привычных для себя местах. Ловили рыбу, били морского и лесного зверя, собирали ягоды и грибы, коих и в наши дни в тундре есть еще достаточное изобилие, хотя и нельзя его сравнить с тем, что было много лет назад.

     А в конце II - начале I тыс. до н.э. пришла с Северного Урала третья волна переселенцев - финно-угорские племена, к тому времени владеющие великой тайной получения металла. В результате смешения пришельцев со старым населением края постепенно сложилась финно-язычная народность - древние саамы, которые расселились по всему Европейскому Северу – от Архангельской области до Финской  Лапландии.
     Совершавший в IX веке уже нашей эры плавание вдоль берегов Кольской земли норвежский мореход  Отер писал: «Вся эта земля пустынна, и только в немногих местах живут тер финны, которые занимаются охотой, рыболовством и ловлей птиц». «Тер финнами» именовали саамов норвежские источники; русские звали их «лопь» или «лопари».

     Не только суровым викингам приглянулись богатые Терские земли. Предприимчивые новгородцы первыми из русских проложили дорогу на Крайний Север за морским зверем и пушниной. Поморы, жившие по берегам Онежского залива, уже в XII веке стали периодически посещать Кольский полуостров, ведя меновую торговлю с местными жителями. К XV веку эти земли прочно вошли в состав Новгородского княжества. Побывавший в 1496 г. в наших местах дьяк Григорий Истома оставил описание мыса Святой Нос. Этот мыс "есть огромная скала, вдающаяся в море, наподобие носа; под нею видна водоворотная пещера, которая каждые 6 часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает назад эту пучину. Сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, кружит их и поглощает.     По представлению поморов, в скале на мысе обитало морское божество, которому было подвластна морская стихия. 

   К тому же времени - началу XVI в. относятся и упоминания о корабельных становищах в районе рейда Семь Островов и в Иоканьгском заливе. Йоканьгский погост - одно из самых старых поселений на побережье. Название это в разных литературных источниках трактуется  по-разному - Йоканьга, Иоканка.

     Первое официальное упоминание Йоканьгского погоста приходится на 1611 год. В 1608 г. в Колу прибыли царский писец Алай Михалков и дьяк Василий Мартемьянович. Обидевшись на то, что коляне отказались дать им взятку, чиновники рьяно взялись за работу, включив в оклад много новых источников дохода и налогооблагаемых поселений. В результате сумма платежей возросла в пять раз. И уже в 1642 г. Йоканьгские саамы жаловались царскому правительству, что к ним по несколько раз в год приезжают из Кольского острога сборщики податей, требуя повторной дани, а себе подарков.

   Первые упоминания о погосте Иоканьгских саамов есть  в жалованной грамоте царя Федора Михайловича в 1585 году.
   1608 год. В погосте числится 9 веж и 21 житель мужского пола. 1611 год – упоминание в писцовых книгах Алая Михалкова и дьяка Василия Мартемьяновича о хозяйственной деятельности саамов Иоканьгского погоста. Эта дата считается официальной датой образования поселения. В 1642 году саами Иоканьги жаловались на неоднократное повторное взимание дани даньщиками и стрельцами Кольского острога.     В 1654 году вышел указ об отправке кончанских, терских, леших и понойских лопарей на войну с Польшей. В 1658 году подписан указ царя Алексея Михайловича об освобождении на пять лет от дани Йоканьгского и других погостов, из которых были призваны лопари на военную службу. В этом же году состоялась передача Понойского и Иоканьгского погостов, насчитывавших вместе 80 веж и 127 человек населения, во владение Воскресенскому и Крестному монастырям. В 1673 году Йоканьгские и Понойские саамы обратились с челобитной к патриарху Питириму о притеснениях со стороны чиновников Кольского острога. В 1703 году, в донесении посыльных стрельцов Степана Расторгуева упоминается о том, что саамы Иоканьгского и Семиостровского погостов отказались дать им подводы для поездки в Поной и обратно в Колу, а так же не предоставили людей для городового дела. В 1712 году согласно переписи в погосте 10 веж, 42 человека (17 взрослых, 9 недорослей и 16 детей). 1722 год – по генеральному свидетельству о населении лопарских погостов в Иоканьгском погосте 27 душ «крестьян» мужского пола. 1782 год – 14 веж и 66 жителей. В 1786 году составляется «Поименная ведомость о лопарях терской лопи пяти погостов», среди которых и Йоканьгский погост. В ней содержатся сведения о мужском населении и о количестве оленей у каждого. Отмечено, что саамы знают русский язык и жены их, и дети, но «грамоту не знают».

    С 1658 г. Йоканьгский погост вместе с Понойским были пожалованы царем  Алексеем Михайловичем Крестному и Воскресенскому монастырям. Жизнь саамов, остававшихся язычниками до 20-х годов XVIII века, от этого легче не стала, о чем свидетельствует челобитная патриарху Питириму в 1673 г.

     Проходили века, а жизнь «терской лопи» оставалась той же - однообразный тяжелый труд, притеснения сборщиков податей и вопиющая бедность. Быт саамов, ничуть не изменившийся за столетия, описал в 1822 г. Ф.П.Литке, проводивший летом гидрографические работы в Йоканьгском заливе. Целью этой экспедиции было «употребить время в обозрении Лапландского берега от Святого Носа до устья Колы, для которого нет обстоятельных описаний, которые служили бы достаточным руководством мореплавателям».
     Гидрографы описали острова, якорные стоянки, подходы к берегу. Штурманы произвели определение широты и долготы, замерили высоту прилива и отлива. Литке с группой матросов посетил расположенный на левом берегу реки Йоканьги погост, состоящий из десятка лопарских веж, в которых всего обитало 69 человек.
     В 1826 - 1832 г.г. географические исследования акваторий и побережий Белого и Баренцева морей продолжил ученик Ф.П.Литке - капитан-лейтенант М.Рейнеке.

     О полуострове Святой Нос лоция XVIII в. сообщает, что это место «на коем много крестов»,  поскольку лопари в память об утонувших,  ставили кресты. У самого основания косы, на протяжении нескольких верст, были уложены деревянные катки, по которым переправлялись поморские суда из Белого в Баренцево море, потому что редкий моряк рисковал проходить границу двух морей водою. В 1828 г. М.Ф.Рейнеке соорудил на оконечности мыса навигационный знак - деревянную башню, выкрашенную в белый цвет. Позже на этом месте построили маяк, смотрительный  дом, казарму для служителей, баню и два сарая.   Но место было «пропащим», как считали лопари, и в первую же зимовку от цинги умерло 7 человек из восьми. В следующую зиму, не смотря на все принятые меры, в живых также остался только один служитель. Первоначально саамская деревня была расположена в самом устье реки, но в июне 1854 г. объединенная англо-французкая эскадра в составе 7 кораблей, следуя к горлу Белого моря, сожгла и разграбила Йоканьгский погост. Местный житель А.Ф.Захаров, передавая, услышанное от матери, рассказывал: «Пришли корабли с норманнами, разграбили, сожгли погост и поубивали всех, кто не успел убежать». С тех пор деревню перенесли на несколько километров вверх по течению.

     На несколько десятилетий Йоканьгский погост вновь погрузился в привычное беспросветное существование. Только в 1887 г. до него добралась очередная научная экспедиция - Общества исследователей фауны и флоры г. Гельсингфорс (современный Хельсинки) в составе: геолога В. Рамзая, ботаника Чильмана, астронома Петрелиуса и др. Прибывшие традиционными путями саамских кочевий, ученые были страшно удивлены - среди жителей не было ни одного грамотного человека.

     Летом 1894 года на Мурман отправился министр финансов С.Ю.Витте, которому Николай II поручил найти незамерзающую гавань, которая послужила бы главною морскою базою, и где можно было бы строить большой военный флот. Витте в его поездке по Мурману сопровождали высшие чиновники, журналисты и дельцы. В конце июня, министр со свитою посетил территории, прилегающие к Святоносскому заливу, и высадился на самый крупный из Йоканьгских островов - Безымянный. Впоследствие, картографами М.Е. Жданко и В.Н. Морозовым, этот остров был переименован в о. Витте.  И снова наступили годы затишья.  
   Вспыхнувшая первая мировая война поставила на повестку дня срочное строительство военно-морских баз для флотилии Северного Ледовитого океана. 11.03.1915 г. Совет министров Российской империи «одобрил проект строительства одной базы на Кольском заливе и другой на Йоканьгском рейде». Строительство базы предполагалось вести силами 2,5 тысяч рабочих и завершить к концу 1916 года. Однако с самого начала график сбивался и к весне 1917 г. строительство было совсем остановлено.     Еще через 2 года эта недостроенная база была превращена в Йоканьгскую каторжную тюрьму. Она была не так широко известна, как остров Мудьюг под Архангельском. Но, именно сюда, в Йоканьгскую тюрьму, привезли тех, кто остался в живых после восстания на острове Мудьюг в сентябре 1919 г.

     Датой основания каторги в Йоканьге можно считать 22 сентября 1919 г. У нее даже не было внешней охраны - да и зачем? До ближайшего селения 300 верст - летом по болотам;
зимой по бескрайним ледяным полям. За пять месяцев существования через Йоканьгу прошло более 1200 заключенных; 300 из них погибло, несколько десятков - было расстреляно. В результате восстания, 21 февраля 1920 г. Йоканьгская каторжная тюрьма перестала существовать.  Годы советской власти Йоканьга переживала вместе со всей страной - борьба с неграмотностью, развитие сельхозкооперации, коллективизация. В 20-е годы большая часть территории Кольского полуострова была положена на карту. И лишь северо-восточная его часть по-прежнему оставалась слабоизученной.

     В 1927 - 1928 г.г. была организованна очередная Кольская экспедиция. Входивший в ее состав естественно-географический отряд был призван решить эту задачу. 11 июля на пароходе «А.Сибиряков», отряд во главе с профессором А.А.Григорьевым, прибыл в Йоканьгу, и провел здесь две недели. К тому времени это уже был довольно большой поселок, мало напоминавший летний саамский погост. Саамские вежи заменила улица бревенчатых рубленых домов. Ожидая, когда будет готов осенний караван, участники экспедиции совершали экскурсии в окрестностях поселка: на мыс Святой Нос, по побережью, к Йоканьгскому озеру и вглубь материка. 25 июля экспедиция отправилась в путь.  В феврале 1930 г. Понойский район был переименован в Саамский, а центр из села Поной был перенесен в село Йоканьгу. В состав района были включены сельсоветы Сосновский, Понойский, Лумбовский, Йоканьгский, Семиостровский, Чамны-Варайский и селение Дроздовка.  В 1938 г. село Йоканьга было переименовано в Гремиху, по названию ручья, вытекавшего из Ромбозера.  Расцвет поселка начался с 1940 г. когда для защиты коммуникаций на подходе к Белому морю в этих местах решили создать базу СФ.

   Первые строители прибыли в Гремиху уже в мае, а осенью пришли первые корабли первого Северного пограничного отряда.
   22 июня 1941 года командующий Северным флотом А.Г.Головко подписал приказ о создании Йоканьгской Военно-морской базы (ЙВМБ). Организационно она входила в состав Беломорской флотилии. Первым командиром базы был назначен капитан 2 ранга А.Н.Дианов. В состав базы первоначально вошли 4 сторожевикa – «Жемчуг», «Рубин», «Бриллиант», «Сапфир»; дивизион сторожевых кораблей из судов рыболовецкого флота и дивизион сторожевых катеров. С моря базу прикрывали подводные лодки Щ-403 - (командир капитан-лейтенант Коваленко С.И.) и Щ-404 - (командир капитан-лейтенант Иванов В.А.). 23 июня 1941г. приказом командующего Северным флотом №-00273 организована Йоканьгская военно-морская база (ИВМБ). Щ - это Щука.

   В состав ИВМБ входили и находились в оперативном подчинении: Штаб ИВМБ и отдел политпропаганды;. Управление военного порта и охрана рейда; Участок СНиС;      Пожарная охрана;  КЭЧ 3-го разряда; Санитарное отделение с базовым лазаретом;  14-я местная стрелковая рота; Дивизион сторожевых кораблей типа «ПСК»; 1-й отряд пограничных судов и ВМПС;  11 полевая батарея - 2 х 152 мм; 7 полевая батарея 4 х 76 мм;  2 мотострелковый батальон 995 полка 14 армии;  Средства ПВО: - 946 зенитная батарея (4 х 75 мм);  - 223 зенитная батарея (4 х 45 мм);  - пулеметные точки; 70 отдельный арт. дивизион: 8 батарея (4х130 мм); 945 батарея (4х76 мм);    Гидроучасток. Первым командиром ИВМБ был назначен капитан 2 ранга ДИАНОВ Александр Иванович, начальником штаба - капитан 2 ранга ВИНОГРАДОВ Александр Иванович, комиссаром - батальонный комиссар ГУДОВСКИЙ Михаил Константинович.

         24 июня 1941 г. по приказу командующего Северным флотом для охраны горла Белого моря от проникновения кораблей и подводных лодок противника в Йоканьгу был перебазирован отряд пограничных кораблей: СКР-24 «Айсберг», CKP-27 «Жемчуг», CKP-28 «Рубин», CKP-29 «Бриллиант», CKP-30 «Сапфир», В распоряжение командира Йоканьгской ВМБ были переданы (на 4 месяца) ПЛ 3-го дивизиона бригады подводных лодок базы г. Полярный: «Щ-403» под командованием капитан-лейтенантов Коваленко С.И. и «Щ-404» под командованием Иванова В.А. Была сформирована 14 местная стрелковая рота (позднее преобразована в караульную роту).
    С июня 1941 года по апрель 1942 года база пополнилась:  3-й ДСКР в составе пяти кораблей типа РТ;  4-й ДСКР в составе десяти кораблей типа «Мотобот»;  5-й ДСКР в составе трех кораблей типа БРЩ;  2 катера МО-4;  Плавбаза «Двина»;  70-й ОАД в составе 4-х батарей;  245-й ОАД в составе 4-х батарей.

     Корабли бросали якоря на рейде, потому что не было ни пирсов, ни причалов, ни жилья, ни электричества. Для строительства был выделен 170-й отдельный инженерно-строительный батальон под командованием майора Никольского, силами которого и были отстроены основные военные объекты того времени. Но на первом месте стояли, прежде всего, боевые задачи. Сначала - несение дозорной службы на пути движения судов от м. Святой Нос до м. Канин Нос. А с конца 1941 г. добавились - встреча и сопровождение конвоев в своей зоне. За годы войны суда Йоканьгской ВМБ сопроводили 700 транспортов (а вместе с внутренними коммуникациями - около 1800) и доставили более 2 млн. тонн груза. Местное население Гремихи внесло немалый вклад в борьбу с немецкими агресорами. В первые же дни войны была создана рота народного ополчения. Саамы становились бойцами оленетранспортных отрядов. Бойцы на оленьих упряжках доставляли к линии фронта боеприпасы, горючее, продовольствие, эвакуировали раненых.

     Закончилась война, разрушившая привычный уклад и налаженный быт. Над восстановлением хозяйства жители Гремихи трудились с большим напряжением сил. Спустя всего несколько лет после войны строятся первые каменные дома. В 1954 г. создается новая каменная школа, а затем Дом культуры, здание райкома и райисполкома, комбинат бытового обслуживания, больничный городок.
     С июня 1956 г. в Йоканьгу стали прибывать новые военные корабли. Среди них две подводные лодки, плавбаза «Аксай» и плавмастерская ПМ-130.
     В августе 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Гремиха было отнесено к категории рабочих поселков.   В конце 50-х годов Йоканьгскую ВМБ прибыла подводная лодка С-51, прославившаяся в годы Великой Отечественной морскими победами; за которые она стала "Краснознаменной", а ее командиру Кучеренко И.Ф. присвоили звание «Героя Советского Союза». После вывода С-51 из боевого состава, ее корпус был установлен на постаменте в мкр. Островной, как олицетворение боевого подвига подводников в годы войны.

     На рубеже 60-х началась эра атомного флота. Пионерам стала подводная лодка ВМФ США «Наутилус» вышедшая 17.07.1955 г. в море для ходовых испытаний. Первенцем советских атомоходов стала К-3, на которой 01.07.1958 г. был поднят флаг ВМФ СССР; командиром был назначен капитан 1 ранга Л.Г.Осипенко. А после окончания всех испытаний в конце 1959 г. К-3 прибыла в Йоканьгскую ВМБ. Вслед за ней пришли еще 7 лодок, после чего было создано первое в нашей стране объединение подводных лодок под командованием контр-адмирала А.И.Петелина. С 11 по 17 июля 1962 г., выполняя спецзадание правительства, К-3 впервые в истории советского мореплавания совершила Арктический переход с пересечением точки Северного полюса. Командиром К-3 к тому времени был уже капитан 2 ранга Жильцов Л.М. Возглавляющему переход контр-адмиралу Петелину А.И., капитанам 2 ранга Жильцову Л.М. и Тимофееву Р.А. были присвоены звания «Герой Советского Союза», а личный состав атомохода был награжден орденами и медалями.
     В октябре 1962 г. К-3 получила имя «Ленинский комсомол» в память одноименной лодки, не вернувшейся с боевого задания в июле 1943 г., построенной в годы Великой Отечественной войны на средства советской молодежи.
  
   В феврале-марте 1966 г. атомные лодки базы совершили первое в мире групповое плавание вокруг света, пройдя 25 тысяч миль. Возглавлял группу контр-адмирал Сорокин А.И.      В 1967 г. в базу начали прибывать атомные лодки 2-го поколения. В том же году  базу посетила Правительственная комиссия во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым. В результате этого визита значительно увеличиваются ассигнования на строительство, начинает бурно расширяться поселок Островной. К концу 60-х строители сдают Дом офицеров, школу, госпиталь, станцию «Орбита». ВМБ должна была стать крупнейшей на Северном флоте.  Один из самых трагических эпизодов в истории Краснознаменного Северного флота связан с АПЛ «К-8», погибшей в ночь с 11 на 12 апреля 1970 г. в водах Бискайского залива у берегов Испании.
 
    До конца 80-х годов атомоходы Йоканьгской ВМБ активно бороздили студеные воды Северной Атлантики и теплые Средиземного моря. Но политические и экономические процессы, происходившие в стране и затронувшие все сферы жизни самым прискорбным образом, коснулись обороноспособности страны и тяжело отразились на состоянии Северного флота в целом, и Йоканьгской ВМБ в частности. С начала 90-х годов атомоходы, из-за нехватки средств, все реже и реже выходят на боевые службы.

 С 1992 года начинается закат Гремихи как военно-морской базы, даже, не смотря на создание Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Островной.
     Наиболее боеспособные экипажи и лодки уходят в другие базы. Огромное количество опытных офицером и мичманов сокращаются. С 1 декабря 1995 года Йоканьгская Военно-морская база, становиться Йоканьгским районом базирования, в этом качестве она пока и пребывает. Везде разруха, как после войны.

   В 2008 году я последний раз посетил Йоканьгу и Островной, выходя в рейс на тх «Клавдия Еланская». То, что в 70-80-х годах было славой Северного флота, выглядело наподобие Сталинграда 1942 года. Меня поразила разруха и запустение. Дома с пустыми глазницами окон и дверей, грязь, заросли травы, горы мусора и остатки ржавеющего металла.  Грустно стало на душе от бесхозяйственности руководства и собственного бессилия что-либо сделать. А каково было видеть все это военным и морякам?!

   А вот в ноябре 2014 года я узнал, что на главу администрации поселка  Островной  Роздину В.М. заведено уголовное дело за хищение более 140 миллионов рублей из нищего бюджета поселка, в котором проживало чуть более 1500 человек. А ведь Веру Михайловну я очень хорошо знал и неоднократно с ней встречался. Приятная, симпатичная и милая женщина, которая руководила поселком многие годы. Никогда бы не подумал, что такие милые и приятные женщины могут так бессовестно воровать у своего же народа. Оказывается могут! Да еще как могут! Пример этому задавали такие же милые и приятные женщины как Васильева – любовница министра оборону  Анатолия Сердюкова. Но, на этом уровне воровали уже не миллионами, а миллиардами!
 
    С Гремихой я ведь познакомился еще в 1966 году, когда прибыл в Мурманское морское пароходство на годичную практику в должности матроса и был связан с ней  до момента ухода на пенсию  1 января 2009 г., т.е. связан был с ЙВМБ в течение почти 43 лет. Видел расцвет самой секретной военно-морской базы Севера, а также ее упадок и развал. Был знаком со многими известными адмиралами, которые впоследствии возглавляли ВМФ СССР и России. В лучшие времена (семидесятые годы) в Гремихе общая численность населения доходила почти до 40 тысяч человек, а число адмиральских должностей равнялась 14-15. Были вложены в строительство Иоканьгской базы многие миллиарды рублей, и  все это, в начале 90-х, было брошено, разворовано, растерзано и уничтожено. Больно было видеть, как крушили и разваливали одну из лучших ВМБ Севера. Все это проходило на моих глазах.
   Сейчас в Гремихе нет уже никакой базы ВМФ, все разрушено и развалено. Обитает  около  двух тысяч гражданских и военных лиц, которые борются за свое существование и стараются выжить любыми путями. Кое-кто на этой разрухе нажил свои «честно заработанные» миллионы. Ведь оставлено было  только одного ценного цветного металла многие тысячи тонн, а сколько техники брошенной – не сосчитать… Так было всегда в России. Сначала разрушить все до основания, а затем вкладывать усилия и деньги в восстановление того, что можно было бы по-умному, сохранить. Сегодня для меня одна радость заключается в том, что мой лайнер - «Клавдия Еланская» сохранился в Мурманском пароходстве только благодаря тому, что Гремиха еще как-то существует. А добраться до Гремихи можно лишь морским путем…

    1 июля 1966 года, я с группой курсантов третьего курса ЛМУ, прибыл в Мурманск на годичную практику в Мурманское морское пароходство. Визы у меня не было, и направили меня матросом 2 класса на пароход «Илья Репин» - бывшую личную яхту Германа Геринга. Судно было пассажирским и ходило на местных линиях: Мурманск - Озерко и Мурманск - Иоканьга. Вот тогда я познакомился впервые с легендарной Гремихой.
  
  В апреле 1966 года в Гремихе была сформирована 17-я дивизия подводных лодок (проекта 627а). После окончания ЛМУ в марте 1968 года  я сам попросился на Север – в Мурманское морское пароходство. И снова я был направлен на должность 3-го штурмана, уже знакомого мне парохода «Илья Репин». До сентября 1968 года я часто бывал в Гремихе, когда судно работало на линии Мурманск – Архангельск. Заходов было в рейсе очень много, но к причалу швартовались лишь в Мурманске, Гремихе и в Архангельске. Остальные портопункты обслуживались на рейдах.

   Немного позже в Гремиху была перебазирована сформированная ранее в губе Сайда 41-я дивизия. В августе 1970 года подводные лодки проекта 641б были переданы из 161-й бригады 4-й эскадры подводных лодок, базировавших в городе Полярный, в состав 162-й бригады подводных лодок Йоканьгской военно-морской базы с базированием в поселке Гремиха. Новое место базирования вполне соответствовало расхожей шутке: «Гремиха - чудная планета: 12 месяцев зима, остальное – лето». Но база сама по себе была хороша своей автономностью и наличием собственных полигонов боевой подготовки.

   Йоканьгская ВМБ  с начала 70-х годов получила новую жизнь. Толчком к развитию ВМБ был визит в Гремиху большой группы военных во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым в 1967 году. Не успевали строить жилье для вновь прибывающих моряков, офицеров и их семей. В 1970 году была очень суровая зима. Замерз трубопровод, подающий пресную воду на пирсы.  На камбузах лодок готовили пищу на воде из растопленного снега. В казармах, как когда-то в блокадном Ленинграде, стояли «буржуйки», сделанные из бочек, где раньше хранилось топливо. Мороз доходил до минус 40 градусов по Цельсию. Замерз весь рейд. И только один пограничный ледокольный буксир «Пурга» мог кое-как двигаться среди льда на рейде. И вот в такой непростой обстановке обустройства моряков на новом месте поступил приказ командования о подготовке лодок к очередной боевой службе. Необходимо было готовить к выходу в море сразу шесть подводных лодок. И надо сказать, что в таких суровых условиях, база выполнила задание с честью. 25 февраля 1970 года все лодки начали движение с выходом на рубеж – мыс Нордкап – остров Медвежий.

   Пассажирские суда ММП тоже вносили в это дело свой вклад, доставляя в Гремиху самих моряков подводных  лодок с мест отдыха, продукты питания, техническое имущество и многое другое, так необходимое подводникам. Позже, когда я работал уже старшим помощником капитана грузопассажирского теплохода «Акоп Акопян», в 1974 году, на базе этих двух дивизий в Гремихе была создана 11-я флотилия подводных лодок. Первым командующим 11-й флотилии был назначен контр-адмирал Ю.А.Кузнецов, а начальником штаба – контр-адмирал В.К.Коробов, с которым я был лично хорошо знаком. В 1979 году я работал дублером капитана на самом крупном пассажирском лайнере ММП – тх «Вацлав Воровский», который всегда был загружен  пассажирами «под завязку». Расписание было составлено так, что практически чуть ли  не  каждый   день на Гремиху ходили пассажирские суда – «Клавдия Еланская», «Алла Тарасова», «Мария Ермолова», а мест для пассажиров все равно не хватало. Вот такой была Гремиха в 70-е и 80-е годы.  Мне было приятно получить награду из рук одного из последних командующих Йоканьгской ВМБ - капитана первого ранга Купченко  – медаль «За заслуги в развитии подводных сил России». Полагаю, что здесь  был учтен  и мой небольшой  личный вклад в деле укрепления подводной мощи СССР и России.

  Уместно привести здесь письмо бывшего «гремиханца», в котором он выразил боль всех, кто бывал когда-то на той заполярной земле.

      Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву от секретаря первичного отделения № 8 района «Центральный» Подольского городского местного отделения партии «Единая Россия» Московской области Плешакова Андрея Ивановича.

      Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич!
      Возрождается Военно-морская база (ЗАТО Вилючинск) на Камчатке. Будет ли приниматься Вами, вновь избранным Президентом России, достойное решение по Военно-Морской базе Гремиха (ЗАТО Островной) Мурманской области или её перепрофилирование?
      Страшно смотреть на разруху, на заброшенные, разворованные дорогостоящие дома. Ведь сколько сил и средств было вложено, чтобы построить всё это в тяжелейших климатических условиях Заполярья. Очень жаль, что не сохраняем, не бережём, ведь Кольский полуостров – богатейший край полезных ископаемых, и можно, нужно было бы сохранить инфраструктуру города, чтобы будущие поколения не начинали с палаток.
Ведь всё равно МЫ ВЕРНЁМСЯ НА СЕВЕРА!!! Можно было бы передать строения и здания в ГУИН, ведь когда-то там была Йоканьгская тюрьма. Да, она напоминает о плохом времени, но это наша история и она повторяется. Это было бы разумней, экономичней и логичней. Ведь столько было освоено средств и такое расточительство или головотяпство, на грани с предательством, руководителей перестроечного времени!!? Особенно тех, кто боялся потерять свои «насиженные и тёплые» места, включая и Министерство обороны, и руководство ВМФ.  Есть одноимённый красивейший сайт в Интернете (Гремиха, Йоканьга, Островной), www.gremicha.narod.ru – посмотрите, пожалуйста, фотографии, что сделали с моей памятью, с памятью Героев – моряков-подводников!!!   Разве можно на ВСЁ ЭТО спокойно смотреть!?    Прошу прощения, если отвлекаю Вас от важных государственных дел.

      Ответ на обращение Плешакова Андрея Ивановича к Президенту РФ.

Ответ на обращение к призиденту России дает МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА СТРОИТЕЛЬСТВА, ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РАСКВАРТИРОВАНИЯ Военно-Морского Флота
 г. Москва, 105175 0т 27 августа 2008 г.



 А.И.ПЛЕШАКОВУ.  № 707/5 -3304.

      Уважаемый Андрей Иванович!
      Ваше обращение к Президенту Российской Федерации по вопросу восстановления инфраструктуры военно-морской базы «Гремиха» (ЗАТО Островной) по его поручению рассмотрено.  В связи с проводимыми в Вооруженных Силах Российской Федерации организационно-штатными мероприятиями, численность военнослужащих гарнизона Островной значительно сокращена.
      Вместе с тем, отсутствие градообразующих предприятий в ЗАТО, является причиной отъезда жителей из данного населённого пункта. Как следствие этого – наличие значительного количества пустующих зданий, поддержка которых в удовлетворительном состоянии требует значительных финансовых затрат, не обоснованных реальной потребностью в них.
      Учитывая удалённое географическое расположение ЗАТО Островной от основных населённых пунктов Мурманской области и главной базы Северного флота, отсутствием централизованного сообщения, а также дефицитом денежных средств, выделение инвестиций в развитие данного ЗАТО не представляется целесообразным.

Начальник строительства инженерного обеспечения и расквартирования ВМФ полковник Паршин Б.П.

      Круг замкнулся! Вопросами целесообразности базирования ФЛОТА РОССИИ занимается ПОЛКОВНИК – главный по квартирам!

      Итоги.
      Может быть, в СССР был непомерно раздутый военный флот?  Может быть. Но сейчас мы наблюдаем обратный процесс. Ни один гарнизон подводников на Северном флоте не пострадал от перестройки и всего последующего развала так сильно, как Йоканьга. При Советском Союзе в строительство базы десятилетиями вкладывались миллиарды рублей, а сейчас весь «Верхний посёлок» в Островном стоит как Берлин в сорок пятом – в окнах даже рам нет, а по стенам как из пушек палили. Некоторые дома уже треснули. Самое печальное, что  если когда-нибудь понадобится возрождать здесь базу, то придётся вкладывать новые миллиарды. Сейчас в Островной не осталось ни одной списанной лодки. Колоссальная инфраструктура попросту уничтожается бездействием!
      Вся история этого гарнизона показывает, что в трудные времена все правители, независимо от политических взглядов и предпочтений, в срочном порядке создавали в этом городке военную базу. Хватит ли ума у нынешнего руководства страны не ждать очередного «жареного петуха»? Возможно, содержать в таком отдалении базу подводных лодок неоправданно по материальным затратам, раз уж сегодня все говорят о деньгах. Но, учитывая относительную мелководность этого района, хотя бы дивизион ОВРа здесь обязательно должен быть – ведь направо от Святого Носа сотни километров неконтролируемого водного пространства, и абсолютно незащищённое Белое море с Северодвинском.

Сейчас (2010 год) теплоход «Клавдия Еланская» ходит на Йоканьгу исключительно из-за дотаций администрации ЗАТО, так как рейсы для пароходства не рентабельны. Что станет, когда деньги иссякнут? А они обязательно иссякнут, если их будут так  бессовестно воровать. В следующем году должен быть списан теплоход Мурманского морского пароходства «Клавдия Еланская», который отходил в Островной 33 года. В ММП, правда, есть ещё и тх «Поларис», но он вместо 224 пассажиров «Клавдии Еланской»  берёт на борт лишь 76 пассажиров, груза не берет, да и кроме того, часто используется пароходством для выполнения круизных рейсов на Соловки, Исландию, Гренландию, Шпицберген и Землю Франца-Иосифа.
   И, самое пикантное – теплоход «Поларис» 1968 года постройки, т.е. он на 9 лет старше «Клавдии. Еланской»!

    Прорабатывается ныне вопрос и об организации здесь прибрежного рыболовства, а также о расширении «рыбного туризма». Но! Рыбный туризм – вещь сезонная и «малогабаритная», занять в нём много людей не получится. А о прибрежном рыболовстве даже и говорить как-то абсолютно  несерьёзно, зная,  как у нас распределяются квоты на морские биоресурсы. Зато здесь - в Островном, организуется могильник ядерных отходов. Мало нам Новой Земли – ещё и на материке закопаем радиоактивные отходы. В заключение хотел бы извиниться перед теми, кто сегодня продолжает служить в этом забытом Богом и правительством гарнизоне. Может я несколько сгустил краски. Идет разговор, что в следующем году Островной должен лишиться статуса ЗАТО. Это совершенно не значит, что инвестиции хлынут широким потоком в эту часть Кольского полуострова. По приказу ФСБ РФ от 2 июня 2006 года № 240 «О пределах пограничной зоны на территории Мурманской области» минимальная полоса пограничной зоны вдоль побережья Российской Федерации в данном субъекте составляет 15 километров. За счёт чего же будут жить люди, которых в другом месте никто не ждёт? 

   На  этой грустной ноте я заканчиваю первую часть моего очерка о Гремихе –Йоканьге - Островном – Мурманске -140.  Последний адрес был известен на материке только  родственникам всех военных и моряков, которые служили в Гремихе. По другим адресам письма вряд ли могли дойти до адресата.  А возможно, как это было уже не раз в России, и эти названия скоро  исчезнут навсегда. Люди, посвятившие себя служению Родине, потихоньку уходят в мир иной, а новому поколению, рожденному после лихих 90-х, слово Гремиха вряд ли о чем-то напомнит. Вот так Родина и рождает Иванов, не помнящих  своего родства.

 

Воспоминания

Ссылка 1

Ссылка 2

Ссылка 3

http://gremih.ru/

Заходите на сайт Дегтярева Андрея

Комментарии  

0 # сергей 28.01.2017 12:06
да!!!жесть полнейшая!!!проходил там практику в 1992 году,с Дзержинки уже тогда чтобы отправить лодку в автономку,собиралось на нее оборудование с 10 лодок,помню в первый раз я там попробовал кальвадос,обычная брага,вот ее там и глушили все подряд и офицеры и матросы,жаль флот,жаль акулы,одна лодка-тайфун стоили миллиард баксов,за эти бабки из Гремихи можно было бы багамы отгрохать

Kazakstan, Shymkent
Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

  1. 0
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 5
  7. 6
  8. 7
  9. 8
  10. 9
  11. 10
  12. 11
  13. 12
  14. 13
  15. 14
  16. 15
  17. 16
  18. 17
  19. 18
  20. 19

Новости науки

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ

Последние комментарии

  • Гаджиево

    Валерий 20.06.2017 09:23
     Здравствуйте, Андрей! Я занимаюсь историей подводных сил ВМФ СССР, розыскиваю фото и информацию ...
     
  • Это интересно

    Бывалый 25.05.2017 03:06
    На приборы не смотрит - женщины... :cry:
     
  • Это интересно

    Татьяна 25.05.2017 03:05
    Бедная девушка - как же её там крутит внутри этого бочонка :-x :oops:
     
  • Deep purple

    Nila 23.04.2017 22:49
    It's hard to come by experienced people on this topic, but you seem like you know what you're talking ...
     
  • Rainbow

    Jorge 13.04.2017 10:11
    Dispone este Webblog una seccion de contacto? Estoy teniendo con bastantes problemas para encontrarla ...

Мировые новости

ѕробки на яндекс. артах Рейтинг@Mail.ru яндекс.ћетрика