Палдиски - бывший учебный центр подводников СССР

Па́лдиски (эст. Paldiski), исторические названия Рогервик (швед. Rågervik), Балти́йский порт, Ба́лтиски (эст. Baltiski)[1] — город в Эстонии, порт на берегу Финского залива


География

Палдиски находится в уезде Харьюмаа, на берегу Финского залива, в 52 километрах от Таллина. Город граничит с волостями Кейла, Вазалемма и Падизе. Территория города вместе с акваторией, а также островами Пакри занимает 102 км².


Население Население 4170 жителей (2007). Эстонцы составляют в Палдиски меньшинство.Всего же в Палдиски проживают представители 31 национальностей. 2156 жителей города являются гражданами Эстонии. После распада СССР и отъезда военнослужащих и сотрудников предприятий население города сократилось почти вдвое (8,1 тыс. в 1991).


История

Российская империя

С XIV века на полуострове жили шведские поселенцы и была построена небольшая крепость.

23 июля 1718 года в заливе Пакри Пётр I лично основал военный порт при котором возникло поселение. С 1723 официально назывался Рогервик (швед. Rågervik, в 1762-1922 - Балтийский Порт, в дальнейшем Палдиски. Строительство порта и крепости проходило в период 1716 - 1726 годов, после смерти Петра I было приостановлено. На полуострове Пакри и на острове Малый Рооге для Петра I был построен дом. Остатки Петровской крепости и доков видны и сейчас. Пётр I сам составил проект и чертеж защитного мола порта. Им же были намечены места расположения для купеческой гавани, города и адмиралтейской верфи. 22 октября 1724 года построен маяк Пакри. Он является одним из старейших маяков Балтийского моря.

В 1728 году была сооружена деревянная церковь.

в 1762 широкомасштабное строительство возобновлено Екатериной II. Руководителем работ назначен генерал-фельдмаршал граф Миних. 20 августа 1762 года город Рогервик переименован в Балтийский Порт. В июле 1764 года город посетила Екатерина II. 18 ноября 1768 года на докладе Сената о судьбе порта Екатерина II приказала работы по достройке остановить, сконцентрировав все усилия на постройке Кронштадта. В 1770 году по велению Екатерины II для детей солдат, офицеров, ремесленников и купцов была открыта первая школа.

В 1775 году в Палдиски был сослан вместе с отцом Юлаем Азналиным и 29 ноября 1775 прибыл участник пугачевского восстания, башкирский национальный герой, Салават Юлаев. Он умер во время каторги 26 сентября 1800 года и похоронен в Палдиски. На территории городского парка ему установлен памятник.

В 1787 году Балтийский Порт получил статус уездного города. В 1784 – 1787 годах по проекту архитектора Иоганна Мора была сооружена каменная Георгиевская церковь. В конце XIX века ее перестроили по проекту архитектора Эдельсона.

В 1870 году до города построили Балтийскую железную дорогу Балтийский Порт - Ревель - Санкт-Петербург.

В 1876 г. в Палдиски было открыто мореходное училище, которое впоследствии получило собственное здание. Первым руководителем мореходного училища в Палдиски был А. Фельдхун, выпускник Рижского мореходного училища. В училище за 1876-1897 гг. было 463 учащихся. В нем был самый высокий уровень преподавания из всех мореходных училищ находившихся на территории Эстляндской губернии.

В июне 1912 года, в гавани Балтийского порта состоялась встреча Императора Николая II и кайзера Вильгельма II приплывших на яхтах "Штандарт" и "Гогенцоллерн".

В период Первой Мировой войны город стал ареной военных действий. В 2 часа 30 минут 11 ноября 1916 года немецкие эсминцы Х германской флотилии в течение получаса обстреливала из орудий Балтийский порт. По портовым сооружениям, а потом по городу было выпущено 162 фугасных и шрапнельных снаряда. Повреждено 24 здания, в том числе вокзал и вышка поста наблюдения, погибли 10 человек, из них 8 мирных жителей.

В 1922 году в период первой эстонской республики городу дали новое имя Палдиски.

В октябре 1939 года Советский Союз по соглашению с эстонским правительством на правах аренды разместил в Палдиски военную базу. К началу боевых действий на территории Эстонии в 1941 году на полуострове Пакри и островах Пакри были установлены батареи береговой обороны. Порт использовался для размещения военных кораблей. Был построен военный аэродром.

Советский период

В период Второй мировой войны стал одним из мест эвакуации советского флота из Рижского залива. Занят немецкими войсками 28 августа 1941 года. При отступлении советских войск были взорваны батареи береговой обороны. Во время немецкой оккупации на полуострове находилась военно-морская база и существовала школа немецкой разведки Абвер. Освобожден 24 сентября 1944 года десантом Балтийского флота в ходе Таллинской операции. 21 ноября 1956 года в Суурупском проливе произошло столкновение подводной лодки М-200 «Месть» 157-й отдельной бригады подводных лодок Балтийского флота с эскадренным миноносцем «Статный». В результате провалившейся спасательной операции погибло 28 подводников.

В 1964 году город стал центром подготовки экипажей атомных подводных лодок.

В городе, ставшем одним из двух закрытых административно-территориальных образований на территории Эстонской ССР, были размещены база подводных лодок («Подплав»), учебный атомный реактор, стоянка торпедных катеров и малых ракетных кораблей, госпиталь и поликлиника. В городе базировались 157-я отдельная бригада подводных лодок, погранзастава, штаб погранотряда, рота военных строителей, ракетное подразделение ПВО и дисциплинарный батальон Балтийского флота.

Учебный центр в Палдиски обладал двумя действующими реакторами подводных лодок первого и второго поколений, а также уникальным тренажёром для подготовки экипажей атомных подводных лодок. Территория полуострова Пакри, на котором расположен город, была огорожена колючей проволокой и являлось закрытой особо охраняемой зоной.

Вторая эстонская республика 30 августа 1994 года Палдиски покинул последний российский военный корабль. Город был последним объектом расположения Российских вооруженных сил в Эстонии. 26 сентября 1995 года был подписан акт о передаче ядерного объекта в Палдиски Эстонии. Перед сдачей российские специалисты извлекли из реакторов топливные стержни, реакторы были заключены в специальные бетонные саркофаги.

В период с 15 мая 1994 года Палдиски был включён в состав города Кейла. Это было обусловлено малым процентом граждан Эстонии в составе населения. 20 октября 1996 Палдиски были возвращены права города.


Экономика

Морские грузоперевозки, швейная фабрика, топливный терминал Alexela, нефтеперерабатывающий терминал биодизеля.

Южный порт

Порт в составе холдинговой компании «Таллиннский порт», созданный на месте бывшей базы советских подлодок (т. н. "Подплав"). Является самым ближним к Европе большим эстонским портом и обладает рядом других преимуществ: не замерзает зимой, имеет глубоководные причалы, позволяющие работать с судами грузоподъемностью до 50 000 . Обрабатывает суда ро-ро, насыпные, генеральные и штучные грузы, имеет мощности по обработке автомобилей, колесной техники, насыпных грузов.

Северный порт

Частный порт, который обрабатывает транспортные средства, контейнеры, генеральные и сыпучие грузы. Существую планы постройки пассажирского терминала. По программе модернизации с 2002 года сооружены причалы для обслуживания генеральных грузов и судов типа «Ро-Ро», 375-метровый защитный мол.

Вступление Эстонии в ЕС подогрело интерес к этой стране как на Западе, так и на Востоке. Выгодные возможности, которые открываются при перевозке грузов через эстонские порты, привлекают все больше компаний. Однако некоторые эстонские порты еще не набрали достаточно широкой популярности, и об их настоящем потенциале знают не все. Палдиски Южный порт, который находится на месте бывшей базы советских подлодок, обладает рядом преимуществ и в данный момент стремительно развивается. О порте, его увлекательной истории и многопрофильной работе рассказывает председатель правления директоров компании Esteve Terminal OU Юллар Раад.

История, богатая событиями

Ю.Раад: «Южный порт Палдиски находится в 45 км к западу от Таллинна и является самым ближним к Европе большим эстонским портом. Он входит в состав холдинговой компании «Таллиннский порт». После порта Мууга Палдиски Южный порт является крупнейшим в холдинговой группе как по размерам, так и по товарообороту. В данный момент порт стремительно развивается. Причина этого – его бесспорные преимущества: зимой Палдиски практически не замерзает, перевозка груза до Европы занимает на три часа меньше, чем из Мууга, а глубоководные причалы позволяют работать с судами самой большой грузоподъемности». Неудивительно, что моряки облюбовали окрестности Палдиски уже с древних времен. Согласно легенде, в XIII веке именно здесь сошел на берег принц Швеции со своей свитой. В XVII веке порт Палдиски стал военной базой для шведского флота. После Северной войны для России было очень важно основать надежную морскую базу в Прибалтике. Петр Первый осмотрел множество гаваней на эстонском побережье, но выбор свой остановил на Палдиски, так как этот порт обладал тремя большими преимуществами: зимой он практически не замерзал, его гавань была поразительно глубока (что необходимо для больших кораблей), и от штормов ее защищал архипелаг Пакри. В 1718 году Петр Великий построил здесь военный порт, которому позже было присвоено имя порт Балтийский. Добавьте эстонский акцент, и вы получите теперешнее название порта – Палдиски. В XIX веке порт приобрел большое значение для торговли. Зимой, когда доступ к таллиннскому и петербургскому портам был затруднен, сюда направлялось особенно много грузов, которые затем по железной дороге доставлялись в Россию. Порт Палдиски превратился в третий по величине торговый порт российской империи. Однако после большевистского переворота развитие порта пошло в другом направлении. Ю.Раад: «После второй мировой войны советские войска искали хорошую базу для своих подлодок. Порт на полуострове Пакри подходил для нее наилучшим образом, так как, во-первых, находился ближе всего к «врагу», а во-вторых, его гавань была достаточно глубока для подводных лодок: в нескольких милях от п-ова Пакри глубина уже достигает 110 метров. Так что во времена холодной войны Палдиски был одной из основных подлодочных баз СССР – здесь находился также большой атомный реактор и учебный центр, куда направляли будущих подводников со всего Союза». Только в 1994 году порт был снова открыт для торговли. Его бурное развитие началось три года назад, когда были построены дополнительные причалы и терминалы. Теперь же, после вступления Эстонии в ЕС, интерес к порту со стороны западных компаний постоянно растет. Судну необходимо в среднем три часа, чтобы покрыть расстояние от Палдиски Южного порта до Мууга. Если же судно делает заход в Эстонию, а потом направляется к другому месту назначения, то использование Палдиского Южного порта дает преимущество в шесть часов. Это позволяет судну осуществить дополнительный заход в один из европейских портов – ведь если речь идет о ро-ро перевозках, то шести часов достаточно, чтобы обработать груз в порту. Именно поэтому некоторые линии уже переходят из Мууга в Палдиски Южный порт: например, британская линия Mann Lines, которая делает круг из Великобритании через Германию, Эстонию, Финляндию и обратно. Помимо ро-ро грузов, эта линия занимается насыпными и генеральными грузами. Ю.Раад: «Палдиски Южный порт имеет чрезвычайно выгодное положение для операторов морских перевозок на коротком плече, особенно ро-ро перевозок из Западной Европы в страны Балтии и России».

Автомобильное цунами

Ю.Раад: «Компания Esteve Terminal OU предоставляет стивидорские услуги в Палдиском Южном Порту. Основные направления деятельности компании – обработка ро-ро, насыпных, а также генеральных и штучных грузов. Под «обработкой груза» мы подразумеваем выгрузку, складирование, таможенное оформление и отправку. Наш порт обладает всеми необходимыми для работы сертификатами и соответствует всем нормам безопасности, которые приняты в ЕС на данный момент. Интерес к порту после вступления Эстонии в ЕС значительно вырос, особенно со стороны перевозчиков автомобилей и владельцев автомобильных терминалов. В этом году мы построили один новый причал с рампой специально для грузов ро-ро. Сейчас причалов хватает, чего не скажешь об автомобильных терминалах, которые требуют все больших и больших мощностей. К примеру, в прошлом году мы обработали 15 тыс. автомобилей, а в этом году ожидаем, что этот показатель вырастет в три-четыре раза и достигнет 50–60 тыс. машин. В России сейчас существует огромный спрос на иномарки, и из Финляндии идут целые автопоезда, груженные машинами. К примеру, практически весь объем финского порта Ханко занимают две или три крупные компании, которые обрабатывают автомашины (до 280 тыс. в год). Видя преимущества нашего порта для импорта автомобилей в Россию, некоторые финские компании уже начинают переносить свои терминалы в Палдиски. В данный момент мы увеличиваем свои мощности по обработке автомобилей, а также строим специальные помещения для проведения работ по подготовке автомобилей к выходу на рынок. Помимо автомобилей, на ро-ро причалах Esteve Terminal OU обрабатывается разного рода колесная техника, в основном сельскохозяйственная. Мы работаем как с грузами, которые зарождаются в Европе, так и с американским экспортом. Среди марок техники, которую мы обрабатываем, можно назвать такие фирмы как Caterpillar, John Deere, Case, New Holland».

Новейшее оборудование для металлолома и не только

Ю.Раад: «Из насыпных грузов мы больше всего имеем дело с металлоломом, который доставляется с местного рынка, из России и стран СНГ. Здесь большое преимущество нашего порта – глубоководные причалы, которые позволяют нам работать с судами грузоподъемностью до 50 000 т. Более того, причалы оснащены тяжеловесными кранами, при помощи которых мы достигли интенсивности погрузки до 15 000 т в сутки. Металлоломом наша компания занимается уже с 1996 года, и за это время мы успели приобрести обширный опыт в этой сфере. Для хранения металлолома мы недавно построили новые площадки. Общий планируемый грузооборот в 2004 году – около 850 тыс. т. В следующем году, возможно, выйдем уже на 1,2 млн. т. Большую группу обрабатываемых нами товаров составляет помимо прочего рубный лес, балансовая древесина, пиловочные бревна, а также торф и щебенка. Для обработки подобных грузов мы располагаем тремя кранами Kondor грузоподъемностью до 40 т, а также четырьмя новыми мобильными кранами типа Atlas и Fuchs. Для грузов ро-ро используем тягачи, а для контейнеров – специальное оборудование. На сегодняшний день в порту имеется восемь причалов глубиной от 8,5 до 12 м и общей протяженностью в 1207 метров. Общая площадь крытых складов составляет 4846 м2, а общая площадь открытых складских площадок – 137 000 м2. Esteve Terminal OU имеет шесть железнодорожных веток общей длиной 1250 м».

Материал: Transportweekly.Com http://www.transportweekly.com/pages/ru/news/articles/35274/
Дата публикации: 01.08.2005

Источник материала

Источник материала - http://public.fotki.com/EZEL/--/jfib7/7eade/011-paldiski-2009.html

Источник материала - http://eesti.do.am/index/paldiski/0-97

 

 

Заходите на сайт Дегтярева Андрея