foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


+043 756 00 234 03
office@engineer.com

Мой видеоканал на youtube

Мой сайт в зоне РФ

Свежие новости

  • Украина запретила российские товары
    Правительство Украины продлило эмбарго на ввоз товаров из России. Запрет на поставку определенных категорий товаров будет действовать до конца 2020 года. Предыдущие ограничения должны были истечь 31 декабря нынешнего года. В конце июня был расширен перечень товаров, ввоз которых на Украину из России запрещен.
  • Зеленский объяснил отказ ездить на работу на велосипеде
    Президент Украины Владимир Зеленский не ездит на работу на велосипеде, как обещал в ходе выборов, потому что глава государства «такой же участник движения, как и все». По словам Зеленского, во время его передвижения едут два автомобиля: президентский и автомобиль охраны.
  • Самолет с пассажирами вернулся в аэропорт из-за подозрительного запаха
    Самолет авиакомпании AirBaltic, летевший из Риги в Москву, вернулся в столицу Латвии из-за подозрительного запаха. Об этом сообщает Агентство городских новостей «Москва».
  • Россиянам назвали причину июльских холодов
    Июльские холода в Москве могут быть связаны со стационарным погодным режимом, вызванным глобальным изменением климата. Такие режимы продолжительной жары или прохлады часто устанавливаются при потеплении климата, и, скорее всего, в будущем вероятность таких событий будет расти.

Сейчас на сайте

Сейчас 249 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Гремиха - Йоканьга - Островной

 


Вячеслав Кисляков 2


Гремиха     (История и действительность)



   Сегодня это – маленький заброшенный посёлок. Вчера – грозная военно-морская база, которую супостат (США) уважительно называл «Осиным гнездом». Сколько их, осколков некогда могучего и грозного Военно-Морского флота СССР, разбросано по окраинам нашей большой страны? И сколько ещё людей, чья жизнь надолго была связана с подобными городками, уже много лет тоскует по ним на «Большой земле»? Я знаю, что их сегодня очень много!

   С Йоканьгой – Гремихой – Островным меня связывают долгие годы моей жизни на Севере и работы в Мурманском морском пароходстве. Поэтому Гремихе я посвящаю подробный, можно сказать, отдельный очерк, в том числе и экскурс в историю Гремихи.

   Кольский полуостров – это легендарная Гиперборея - полночная страна, лежащая за полярным кругом. Сколько чудес и загадок хранит эта таинственная земля, родина бога Аполлона, соперница Атлантиды. И на Кольской земле ищут энтузиасты ее следы - ведь Коло - значит «солнечный круг». Первые люди пришли на эту землю 8 тысяч лет назад. Мало что осталось от них - лишь грубые каменные орудия на редких стоянках, расположенных на полуострове Рыбачий. В те далекие дни климат в Заполярье был не в пример нынешнему, теплее и суше. Потому-то и тянулись сюда в поисках богатых и незанятых промысловых угодий люди. Вторая волна переселенцев пришла на Кольский полуостров в IV- III тысячелетии до н.э. из междуречья Оки и Волги. Селились пришельцы по берегам рек и озер, в привычных для себя местах. Ловили рыбу, били морского и лесного зверя, собирали ягоды и грибы, коих и в наши дни в тундре есть еще достаточное изобилие, хотя и нельзя его сравнить с тем, что было много лет назад.

     А в конце II - начале I тыс. до н.э. пришла с Северного Урала третья волна переселенцев - финно-угорские племена, к тому времени владеющие великой тайной получения металла. В результате смешения пришельцев со старым населением края постепенно сложилась финно-язычная народность - древние саамы, которые расселились по всему Европейскому Северу – от Архангельской области до Финской  Лапландии.
     Совершавший в IX веке уже нашей эры плавание вдоль берегов Кольской земли норвежский мореход  Отер писал: «Вся эта земля пустынна, и только в немногих местах живут тер финны, которые занимаются охотой, рыболовством и ловлей птиц». «Тер финнами» именовали саамов норвежские источники; русские звали их «лопь» или «лопари».

     Не только суровым викингам приглянулись богатые Терские земли. Предприимчивые новгородцы первыми из русских проложили дорогу на Крайний Север за морским зверем и пушниной. Поморы, жившие по берегам Онежского залива, уже в XII веке стали периодически посещать Кольский полуостров, ведя меновую торговлю с местными жителями. К XV веку эти земли прочно вошли в состав Новгородского княжества. Побывавший в 1496 г. в наших местах дьяк Григорий Истома оставил описание мыса Святой Нос. Этот мыс "есть огромная скала, вдающаяся в море, наподобие носа; под нею видна водоворотная пещера, которая каждые 6 часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает назад эту пучину. Сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, кружит их и поглощает.     По представлению поморов, в скале на мысе обитало морское божество, которому было подвластна морская стихия.

   К тому же времени - началу XVI в. относятся и упоминания о корабельных становищах в районе рейда Семь Островов и в Иоканьгском заливе. Йоканьгский погост - одно из самых старых поселений на побережье. Название это в разных литературных источниках трактуется  по-разному - Йоканьга, Иоканка.

     Первое официальное упоминание Йоканьгского погоста приходится на 1611 год. В 1608 г. в Колу прибыли царский писец Алай Михалков и дьяк Василий Мартемьянович. Обидевшись на то, что коляне отказались дать им взятку, чиновники рьяно взялись за работу, включив в оклад много новых источников дохода и налогооблагаемых поселений. В результате сумма платежей возросла в пять раз. И уже в 1642 г. Йоканьгские саамы жаловались царскому правительству, что к ним по несколько раз в год приезжают из Кольского острога сборщики податей, требуя повторной дани, а себе подарков.

   Первые упоминания о погосте Иоканьгских саамов есть  в жалованной грамоте царя Федора Михайловича в 1585 году.
   1608 год. В погосте числится 9 веж и 21 житель мужского пола. 1611 год – упоминание в писцовых книгах Алая Михалкова и дьяка Василия Мартемьяновича о хозяйственной деятельности саамов Иоканьгского погоста. Эта дата считается официальной датой образования поселения. В 1642 году саами Иоканьги жаловались на неоднократное повторное взимание дани даньщиками и стрельцами Кольского острога.     В 1654 году вышел указ об отправке кончанских, терских, леших и понойских лопарей на войну с Польшей. В 1658 году подписан указ царя Алексея Михайловича об освобождении на пять лет от дани Йоканьгского и других погостов, из которых были призваны лопари на военную службу. В этом же году состоялась передача Понойского и Иоканьгского погостов, насчитывавших вместе 80 веж и 127 человек населения, во владение Воскресенскому и Крестному монастырям. В 1673 году Йоканьгские и Понойские саамы обратились с челобитной к патриарху Питириму о притеснениях со стороны чиновников Кольского острога. В 1703 году, в донесении посыльных стрельцов Степана Расторгуева упоминается о том, что саамы Иоканьгского и Семиостровского погостов отказались дать им подводы для поездки в Поной и обратно в Колу, а так же не предоставили людей для городового дела. В 1712 году согласно переписи в погосте 10 веж, 42 человека (17 взрослых, 9 недорослей и 16 детей). 1722 год – по генеральному свидетельству о населении лопарских погостов в Иоканьгском погосте 27 душ «крестьян» мужского пола. 1782 год – 14 веж и 66 жителей. В 1786 году составляется «Поименная ведомость о лопарях терской лопи пяти погостов», среди которых и Йоканьгский погост. В ней содержатся сведения о мужском населении и о количестве оленей у каждого. Отмечено, что саамы знают русский язык и жены их, и дети, но «грамоту не знают».

    С 1658 г. Йоканьгский погост вместе с Понойским были пожалованы царем  Алексеем Михайловичем Крестному и Воскресенскому монастырям. Жизнь саамов, остававшихся язычниками до 20-х годов XVIII века, от этого легче не стала, о чем свидетельствует челобитная патриарху Питириму в 1673 г.

     Проходили века, а жизнь «терской лопи» оставалась той же - однообразный тяжелый труд, притеснения сборщиков податей и вопиющая бедность. Быт саамов, ничуть не изменившийся за столетия, описал в 1822 г. Ф.П.Литке, проводивший летом гидрографические работы в Йоканьгском заливе. Целью этой экспедиции было «употребить время в обозрении Лапландского берега от Святого Носа до устья Колы, для которого нет обстоятельных описаний, которые служили бы достаточным руководством мореплавателям».
     Гидрографы описали острова, якорные стоянки, подходы к берегу. Штурманы произвели определение широты и долготы, замерили высоту прилива и отлива. Литке с группой матросов посетил расположенный на левом берегу реки Йоканьги погост, состоящий из десятка лопарских веж, в которых всего обитало 69 человек.
     В 1826 - 1832 г.г. географические исследования акваторий и побережий Белого и Баренцева морей продолжил ученик Ф.П.Литке - капитан-лейтенант М.Рейнеке.

     О полуострове Святой Нос лоция XVIII в. сообщает, что это место «на коем много крестов»,  поскольку лопари в память об утонувших,  ставили кресты. У самого основания косы, на протяжении нескольких верст, были уложены деревянные катки, по которым переправлялись поморские суда из Белого в Баренцево море, потому что редкий моряк рисковал проходить границу двух морей водою. В 1828 г. М.Ф.Рейнеке соорудил на оконечности мыса навигационный знак - деревянную башню, выкрашенную в белый цвет. Позже на этом месте построили маяк, смотрительный  дом, казарму для служителей, баню и два сарая.   Но место было «пропащим», как считали лопари, и в первую же зимовку от цинги умерло 7 человек из восьми. В следующую зиму, не смотря на все принятые меры, в живых также остался только один служитель. Первоначально саамская деревня была расположена в самом устье реки, но в июне 1854 г. объединенная англо-французкая эскадра в составе 7 кораблей, следуя к горлу Белого моря, сожгла и разграбила Йоканьгский погост. Местный житель А.Ф.Захаров, передавая, услышанное от матери, рассказывал: «Пришли корабли с норманнами, разграбили, сожгли погост и поубивали всех, кто не успел убежать». С тех пор деревню перенесли на несколько километров вверх по течению.

     На несколько десятилетий Йоканьгский погост вновь погрузился в привычное беспросветное существование. Только в 1887 г. до него добралась очередная научная экспедиция - Общества исследователей фауны и флоры г. Гельсингфорс (современный Хельсинки) в составе: геолога В. Рамзая, ботаника Чильмана, астронома Петрелиуса и др. Прибывшие традиционными путями саамских кочевий, ученые были страшно удивлены - среди жителей не было ни одного грамотного человека.

     Летом 1894 года на Мурман отправился министр финансов С.Ю.Витте, которому Николай II поручил найти незамерзающую гавань, которая послужила бы главною морскою базою, и где можно было бы строить большой военный флот. Витте в его поездке по Мурману сопровождали высшие чиновники, журналисты и дельцы. В конце июня, министр со свитою посетил территории, прилегающие к Святоносскому заливу, и высадился на самый крупный из Йоканьгских островов - Безымянный. Впоследствие, картографами М.Е. Жданко и В.Н. Морозовым, этот остров был переименован в о. Витте.  И снова наступили годы затишья. 

   Вспыхнувшая первая мировая война поставила на повестку дня срочное строительство военно-морских баз для флотилии Северного Ледовитого океана. 11.03.1915 г. Совет министров Российской империи «одобрил проект строительства одной базы на Кольском заливе и другой на Йоканьгском рейде». Строительство базы предполагалось вести силами 2,5 тысяч рабочих и завершить к концу 1916 года. Однако с самого начала график сбивался и к весне 1917 г. строительство было совсем остановлено.     Еще через 2 года эта недостроенная база была превращена в Йоканьгскую каторжную тюрьму. Она была не так широко известна, как остров Мудьюг под Архангельском. Но, именно сюда, в Йоканьгскую тюрьму, привезли тех, кто остался в живых после восстания на острове Мудьюг в сентябре 1919 г.

     Датой основания каторги в Йоканьге можно считать 22 сентября 1919 г. У нее даже не было внешней охраны - да и зачем? До ближайшего селения 300 верст - летом по болотам;
зимой по бескрайним ледяным полям. За пять месяцев существования через Йоканьгу прошло более 1200 заключенных; 300 из них погибло, несколько десятков - было расстреляно. В результате восстания, 21 февраля 1920 г. Йоканьгская каторжная тюрьма перестала существовать.  Годы советской власти Йоканьга переживала вместе со всей страной - борьба с неграмотностью, развитие сельхозкооперации, коллективизация. В 20-е годы большая часть территории Кольского полуострова была положена на карту. И лишь северо-восточная его часть по-прежнему оставалась слабоизученной.

     В 1927 - 1928 г.г. была организованна очередная Кольская экспедиция. Входивший в ее состав естественно-географический отряд был призван решить эту задачу. 11 июля на пароходе «А.Сибиряков», отряд во главе с профессором А.А.Григорьевым, прибыл в Йоканьгу, и провел здесь две недели. К тому времени это уже был довольно большой поселок, мало напоминавший летний саамский погост. Саамские вежи заменила улица бревенчатых рубленых домов. Ожидая, когда будет готов осенний караван, участники экспедиции совершали экскурсии в окрестностях поселка: на мыс Святой Нос, по побережью, к Йоканьгскому озеру и вглубь материка. 25 июля экспедиция отправилась в путь.  В феврале 1930 г. Понойский район был переименован в Саамский, а центр из села Поной был перенесен в село Йоканьгу. В состав района были включены сельсоветы Сосновский, Понойский, Лумбовский, Йоканьгский, Семиостровский, Чамны-Варайский и селение Дроздовка.  В 1938 г. село Йоканьга было переименовано в Гремиху, по названию ручья, вытекавшего из Ромбозера.  Расцвет поселка начался с 1940 г. когда для защиты коммуникаций на подходе к Белому морю в этих местах решили создать базу СФ.

   Первые строители прибыли в Гремиху уже в мае, а осенью пришли первые корабли первого Северного пограничного отряда.
   22 июня 1941 года командующий Северным флотом А.Г.Головко подписал приказ о создании Йоканьгской Военно-морской базы (ЙВМБ). Организационно она входила в состав Беломорской флотилии. Первым командиром базы был назначен капитан 2 ранга А.Н.Дианов. В состав базы первоначально вошли 4 сторожевикa – «Жемчуг», «Рубин», «Бриллиант», «Сапфир»; дивизион сторожевых кораблей из судов рыболовецкого флота и дивизион сторожевых катеров. С моря базу прикрывали подводные лодки Щ-403 - (командир капитан-лейтенант Коваленко С.И.) и Щ-404 - (командир капитан-лейтенант Иванов В.А.). 23 июня 1941г. приказом командующего Северным флотом №-00273 организована Йоканьгская военно-морская база (ИВМБ). Щ - это Щука.

   В состав ИВМБ входили и находились в оперативном подчинении: Штаб ИВМБ и отдел политпропаганды;. Управление военного порта и охрана рейда; Участок СНиС;      Пожарная охрана;  КЭЧ 3-го разряда; Санитарное отделение с базовым лазаретом;  14-я местная стрелковая рота; Дивизион сторожевых кораблей типа «ПСК»; 1-й отряд пограничных судов и ВМПС;  11 полевая батарея - 2 х 152 мм; 7 полевая батарея 4 х 76 мм;  2 мотострелковый батальон 995 полка 14 армии;  Средства ПВО: - 946 зенитная батарея (4 х 75 мм);  - 223 зенитная батарея (4 х 45 мм);  - пулеметные точки; 70 отдельный арт. дивизион: 8 батарея (4х130 мм); 945 батарея (4х76 мм);    Гидроучасток. Первым командиром ИВМБ был назначен капитан 2 ранга ДИАНОВ Александр Иванович, начальником штаба - капитан 2 ранга ВИНОГРАДОВ Александр Иванович, комиссаром - батальонный комиссар ГУДОВСКИЙ Михаил Константинович.

     24 июня 1941 г. по приказу командующего Северным флотом для охраны горла Белого моря от проникновения кораблей и подводных лодок противника в Йоканьгу был перебазирован отряд пограничных кораблей: СКР-24 «Айсберг», CKP-27 «Жемчуг», CKP-28 «Рубин», CKP-29 «Бриллиант», CKP-30 «Сапфир», В распоряжение командира Йоканьгской ВМБ были переданы (на 4 месяца) ПЛ 3-го дивизиона бригады подводных лодок базы г. Полярный: «Щ-403» под командованием капитан-лейтенантов Коваленко С.И. и «Щ-404» под командованием Иванова В.А. Была сформирована 14 местная стрелковая рота (позднее преобразована в караульную роту).
    С июня 1941 года по апрель 1942 года база пополнилась:  3-й ДСКР в составе пяти кораблей типа РТ;  4-й ДСКР в составе десяти кораблей типа «Мотобот»;  5-й ДСКР в составе трех кораблей типа БРЩ;  2 катера МО-4;  Плавбаза «Двина»;  70-й ОАД в составе 4-х батарей;  245-й ОАД в составе 4-х батарей.

     Корабли бросали якоря на рейде, потому что не было ни пирсов, ни причалов, ни жилья, ни электричества. Для строительства был выделен 170-й отдельный инженерно-строительный батальон под командованием майора Никольского, силами которого и были отстроены основные военные объекты того времени. Но на первом месте стояли, прежде всего, боевые задачи. Сначала - несение дозорной службы на пути движения судов от м. Святой Нос до м. Канин Нос. А с конца 1941 г. добавились - встреча и сопровождение конвоев в своей зоне. За годы войны суда Йоканьгской ВМБ сопроводили 700 транспортов (а вместе с внутренними коммуникациями - около 1800) и доставили более 2 млн. тонн груза. Местное население Гремихи внесло немалый вклад в борьбу с немецкими агресорами. В первые же дни войны была создана рота народного ополчения. Саамы становились бойцами оленетранспортных отрядов. Бойцы на оленьих упряжках доставляли к линии фронта боеприпасы, горючее, продовольствие, эвакуировали раненых.

     Закончилась война, разрушившая привычный уклад и налаженный быт. Над восстановлением хозяйства жители Гремихи трудились с большим напряжением сил. Спустя всего несколько лет после войны строятся первые каменные дома. В 1954 г. создается новая каменная школа, а затем Дом культуры, здание райкома и райисполкома, комбинат бытового обслуживания, больничный городок.
     С июня 1956 г. в Йоканьгу стали прибывать новые военные корабли. Среди них две подводные лодки, плавбаза «Аксай» и плавмастерская ПМ-130.
    В августе 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Гремиха было отнесено к категории рабочих поселков.   В конце 50-х годов Йоканьгскую ВМБ прибыла подводная лодка С-51, прославившаяся в годы Великой Отечественной морскими победами; за которые она стала "Краснознаменной", а ее командиру Кучеренко И.Ф. присвоили звание «Героя Советского Союза». После вывода С-51 из боевого состава, ее корпус был установлен на постаменте в мкр. Островной, как олицетворение боевого подвига подводников в годы войны.

     На рубеже 60-х началась эра атомного флота. Пионерам стала подводная лодка ВМФ США «Наутилус» вышедшая 17.07.1955 г. в море для ходовых испытаний. Первенцем советских атомоходов стала К-3, на которой 01.07.1958 г. был поднят флаг ВМФ СССР; командиром был назначен капитан 1 ранга Л.Г.Осипенко. А после окончания всех испытаний в конце 1959 г. К-3 прибыла в Йоканьгскую ВМБ. Вслед за ней пришли еще 7 лодок, после чего было создано первое в нашей стране объединение подводных лодок под командованием контр-адмирала А.И.Петелина. С 11 по 17 июля 1962 г., выполняя спецзадание правительства, К-3 впервые в истории советского мореплавания совершила Арктический переход с пересечением точки Северного полюса. Командиром К-3 к тому времени был уже капитан 2 ранга Жильцов Л.М. Возглавляющему переход контр-адмиралу Петелину А.И., капитанам 2 ранга Жильцову Л.М. и Тимофееву Р.А. были присвоены звания «Герой Советского Союза», а личный состав атомохода был награжден орденами и медалями.
     В октябре 1962 г. К-3 получила имя «Ленинский комсомол» в память одноименной лодки, не вернувшейся с боевого задания в июле 1943 г., построенной в годы Великой Отечественной войны на средства советской молодежи.
 
   В феврале-марте 1966 г. атомные лодки базы совершили первое в мире групповое плавание вокруг света, пройдя 25 тысяч миль. Возглавлял группу контр-адмирал Сорокин А.И.      В 1967 г. в базу начали прибывать атомные лодки 2-го поколения. В том же году  базу посетила Правительственная комиссия во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым. В результате этого визита значительно увеличиваются ассигнования на строительство, начинает бурно расширяться поселок Островной. К концу 60-х строители сдают Дом офицеров, школу, госпиталь, станцию «Орбита». ВМБ должна была стать крупнейшей на Северном флоте.  Один из самых трагических эпизодов в истории Краснознаменного Северного флота связан с АПЛ «К-8», погибшей в ночь с 11 на 12 апреля 1970 г. в водах Бискайского залива у берегов Испании.
 
    До конца 80-х годов атомоходы Йоканьгской ВМБ активно бороздили студеные воды Северной Атлантики и теплые Средиземного моря. Но политические и экономические процессы, происходившие в стране и затронувшие все сферы жизни самым прискорбным образом, коснулись обороноспособности страны и тяжело отразились на состоянии Северного флота в целом, и Йоканьгской ВМБ в частности. С начала 90-х годов атомоходы, из-за нехватки средств, все реже и реже выходят на боевые службы.

    С 1992 года начинается закат Гремихи как военно-морской базы, даже, не смотря на создание Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Островной.
     Наиболее боеспособные экипажи и лодки уходят в другие базы. Огромное количество опытных офицером и мичманов сокращаются. С 1 декабря 1995 года Йоканьгская Военно-морская база, становиться Йоканьгским районом базирования, в этом качестве она пока и пребывает. Везде разруха, как после войны.

   В 2008 году я последний раз посетил Йоканьгу и Островной, выходя в рейс на тх «Клавдия Еланская». То, что в 70-80-х годах было славой Северного флота, выглядело наподобие Сталинграда 1942 года. Меня поразила разруха и запустение. Дома с пустыми глазницами окон и дверей, грязь, заросли травы, горы мусора и остатки ржавеющего металла.  Грустно стало на душе от бесхозяйственности руководства и собственного бессилия что-либо сделать. А каково было видеть все это военным и морякам?!

   А вот в ноябре 2014 года я узнал, что на главу администрации поселка  Островной  Роздину В.М. заведено уголовное дело за хищение более 140 миллионов рублей из нищего бюджета поселка, в котором проживало чуть более 1500 человек. А ведь Веру Михайловну я очень хорошо знал и неоднократно с ней встречался. Приятная, симпатичная и милая женщина, которая руководила поселком многие годы. Никогда бы не подумал, что такие милые и приятные женщины могут так бессовестно воровать у своего же народа. Оказывается могут! Да еще как могут! Пример этому задавали такие же милые и приятные женщины как Васильева – любовница министра оборону  Анатолия Сердюкова. Но, на этом уровне воровали уже не миллионами, а миллиардами!
 
    С Гремихой я ведь познакомился еще в 1966 году, когда прибыл в Мурманское морское пароходство на годичную практику в должности матроса и был связан с ней  до момента ухода на пенсию  1 января 2009 г., т.е. связан был с ЙВМБ в течение почти 43 лет. Видел расцвет самой секретной военно-морской базы Севера, а также ее упадок и развал. Был знаком со многими известными адмиралами, которые впоследствии возглавляли ВМФ СССР и России. В лучшие времена (семидесятые годы) в Гремихе общая численность населения доходила почти до 40 тысяч человек, а число адмиральских должностей равнялась 14-15. Были вложены в строительство Иоканьгской базы многие миллиарды рублей, и  все это, в начале 90-х, было брошено, разворовано, растерзано и уничтожено. Больно было видеть, как крушили и разваливали одну из лучших ВМБ Севера. Все это проходило на моих глазах.
   Сейчас в Гремихе нет уже никакой базы ВМФ, все разрушено и развалено. Обитает  около  двух тысяч гражданских и военных лиц, которые борются за свое существование и стараются выжить любыми путями. Кое-кто на этой разрухе нажил свои «честно заработанные» миллионы. Ведь оставлено было  только одного ценного цветного металла многие тысячи тонн, а сколько техники брошенной – не сосчитать… Так было всегда в России. Сначала разрушить все до основания, а затем вкладывать усилия и деньги в восстановление того, что можно было бы по-умному, сохранить. Сегодня для меня одна радость заключается в том, что мой лайнер - «Клавдия Еланская» сохранился в Мурманском пароходстве только благодаря тому, что Гремиха еще как-то существует. А добраться до Гремихи можно лишь морским путем…

    1 июля 1966 года, я с группой курсантов третьего курса ЛМУ, прибыл в Мурманск на годичную практику в Мурманское морское пароходство. Визы у меня не было, и направили меня матросом 2 класса на пароход «Илья Репин» - бывшую личную яхту Германа Геринга. Судно было пассажирским и ходило на местных линиях: Мурманск - Озерко и Мурманск - Иоканьга. Вот тогда я познакомился впервые с легендарной Гремихой.
 
  В апреле 1966 года в Гремихе была сформирована 17-я дивизия подводных лодок (проекта 627а). После окончания ЛМУ в марте 1968 года  я сам попросился на Север – в Мурманское морское пароходство. И снова я был направлен на должность 3-го штурмана, уже знакомого мне парохода «Илья Репин». До сентября 1968 года я часто бывал в Гремихе, когда судно работало на линии Мурманск – Архангельск. Заходов было в рейсе очень много, но к причалу швартовались лишь в Мурманске, Гремихе и в Архангельске. Остальные портопункты обслуживались на рейдах.

   Немного позже в Гремиху была перебазирована сформированная ранее в губе Сайда 41-я дивизия. В августе 1970 года подводные лодки проекта 641б были переданы из 161-й бригады 4-й эскадры подводных лодок, базировавших в городе Полярный, в состав 162-й бригады подводных лодок Йоканьгской военно-морской базы с базированием в поселке Гремиха. Новое место базирования вполне соответствовало расхожей шутке: «Гремиха - чудная планета: 12 месяцев зима, остальное – лето». Но база сама по себе была хороша своей автономностью и наличием собственных полигонов боевой подготовки.

   Йоканьгская ВМБ  с начала 70-х годов получила новую жизнь. Толчком к развитию ВМБ был визит в Гремиху большой группы военных во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым в 1967 году. Не успевали строить жилье для вновь прибывающих моряков, офицеров и их семей. В 1970 году была очень суровая зима. Замерз трубопровод, подающий пресную воду на пирсы.  На камбузах лодок готовили пищу на воде из растопленного снега. В казармах, как когда-то в блокадном Ленинграде, стояли «буржуйки», сделанные из бочек, где раньше хранилось топливо. Мороз доходил до минус 40 градусов по Цельсию. Замерз весь рейд. И только один пограничный ледокольный буксир «Пурга» мог кое-как двигаться среди льда на рейде. И вот в такой непростой обстановке обустройства моряков на новом месте поступил приказ командования о подготовке лодок к очередной боевой службе. Необходимо было готовить к выходу в море сразу шесть подводных лодок. И надо сказать, что в таких суровых условиях, база выполнила задание с честью. 25 февраля 1970 года все лодки начали движение с выходом на рубеж – мыс Нордкап – остров Медвежий.

   Пассажирские суда ММП тоже вносили в это дело свой вклад, доставляя в Гремиху самих моряков подводных  лодок с мест отдыха, продукты питания, техническое имущество и многое другое, так необходимое подводникам. Позже, когда я работал уже старшим помощником капитана грузопассажирского теплохода «Акоп Акопян», в 1974 году, на базе этих двух дивизий в Гремихе была создана 11-я флотилия подводных лодок. Первым командующим 11-й флотилии был назначен контр-адмирал Ю.А.Кузнецов, а начальником штаба – контр-адмирал В.К.Коробов, с которым я был лично хорошо знаком. В 1979 году я работал дублером капитана на самом крупном пассажирском лайнере ММП – тх «Вацлав Воровский», который всегда был загружен  пассажирами «под завязку». Расписание было составлено так, что практически чуть ли  не  каждый   день на Гремиху ходили пассажирские суда – «Клавдия Еланская», «Алла Тарасова», «Мария Ермолова», а мест для пассажиров все равно не хватало. Вот такой была Гремиха в 70-е и 80-е годы.  Мне было приятно получить награду из рук одного из последних командующих Йоканьгской ВМБ - капитана первого ранга Купченко  – медаль «За заслуги в развитии подводных сил России». Полагаю, что здесь  был учтен  и мой небольшой  личный вклад в деле укрепления подводной мощи СССР и России.

Уместно привести здесь письмо бывшего «гремиханца», в котором он выразил боль всех, кто бывал когда-то на той заполярной земле.

      Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву от секретаря первичного отделения № 8 района «Центральный» Подольского городского местного отделения партии «Единая Россия» Московской области Плешакова Андрея Ивановича.

      Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич!
     Возрождается Военно-морская база (ЗАТО Вилючинск) на Камчатке. Будет ли приниматься Вами, вновь избранным Президентом России, достойное решение по Военно-Морской базе Гремиха (ЗАТО Островной) Мурманской области или её перепрофилирование?
    Страшно смотреть на разруху, на заброшенные, разворованные дорогостоящие дома. Ведь сколько сил и средств было вложено, чтобы построить всё это в тяжелейших климатических условиях Заполярья. Очень жаль, что не сохраняем, не бережём, ведь Кольский полуостров – богатейший край полезных ископаемых, и можно, нужно было бы сохранить инфраструктуру города, чтобы будущие поколения не начинали с палаток.
Ведь всё равно МЫ ВЕРНЁМСЯ НА СЕВЕРА!!! Можно было бы передать строения и здания в ГУИН, ведь когда-то там была Йоканьгская тюрьма. Да, она напоминает о плохом времени, но это наша история и она повторяется. Это было бы разумней, экономичней и логичней. Ведь столько было освоено средств и такое расточительство или головотяпство, на грани с предательством, руководителей перестроечного времени!!? Особенно тех, кто боялся потерять свои «насиженные и тёплые» места, включая и Министерство обороны, и руководство ВМФ.  Есть одноимённый красивейший сайт в Интернете (Гремиха, Йоканьга, Островной), www.gremicha.narod.ru – посмотрите, пожалуйста, фотографии, что сделали с моей памятью, с памятью Героев – моряков-подводников!!!   Разве можно на ВСЁ ЭТО спокойно смотреть!?    Прошу прощения, если отвлекаю Вас от важных государственных дел.

Ответ на обращение Плешакова Андрея Ивановича к Президенту РФ.

Ответ на обращение к призиденту России дает МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА СТРОИТЕЛЬСТВА, ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РАСКВАРТИРОВАНИЯ Военно-Морского Флота
 г. Москва, 105175 0т 27 августа 2008 г.



 А.И.ПЛЕШАКОВУ.  № 707/5 -3304.

Уважаемый Андрей Иванович!
      Ваше обращение к Президенту Российской Федерации по вопросу восстановления инфраструктуры военно-морской базы «Гремиха» (ЗАТО Островной) по его поручению рассмотрено.  В связи с проводимыми в Вооруженных Силах Российской Федерации организационно-штатными мероприятиями, численность военнослужащих гарнизона Островной значительно сокращена.
        Вместе с тем, отсутствие градообразующих предприятий в ЗАТО, является причиной отъезда жителей из данного населённого пункта. Как следствие этого – наличие значительного количества пустующих зданий, поддержка которых в удовлетворительном состоянии требует значительных финансовых затрат, не обоснованных реальной потребностью в них.
      Учитывая удалённое географическое расположение ЗАТО Островной от основных населённых пунктов Мурманской области и главной базы Северного флота, отсутствием централизованного сообщения, а также дефицитом денежных средств, выделение инвестиций в развитие данного ЗАТО не представляется целесообразным.

Начальник строительства инженерного обеспечения и расквартирования ВМФ полковник Паршин Б.П.

      Круг замкнулся! Вопросами целесообразности базирования ФЛОТА РОССИИ занимается ПОЛКОВНИК – главный по квартирам!

      Итоги.
      Может быть, в СССР был непомерно раздутый военный флот?  Может быть. Но сейчас мы наблюдаем обратный процесс. Ни один гарнизон подводников на Северном флоте не пострадал от перестройки и всего последующего развала так сильно, как Йоканьга. При Советском Союзе в строительство базы десятилетиями вкладывались миллиарды рублей, а сейчас весь «Верхний посёлок» в Островном стоит как Берлин в сорок пятом – в окнах даже рам нет, а по стенам как из пушек палили. Некоторые дома уже треснули. Самое печальное, что  если когда-нибудь понадобится возрождать здесь базу, то придётся вкладывать новые миллиарды. Сейчас в Островной не осталось ни одной списанной лодки. Колоссальная инфраструктура попросту уничтожается бездействием!
      Вся история этого гарнизона показывает, что в трудные времена все правители, независимо от политических взглядов и предпочтений, в срочном порядке создавали в этом городке военную базу. Хватит ли ума у нынешнего руководства страны не ждать очередного «жареного петуха»? Возможно, содержать в таком отдалении базу подводных лодок неоправданно по материальным затратам, раз уж сегодня все говорят о деньгах. Но, учитывая относительную мелководность этого района, хотя бы дивизион ОВРа здесь обязательно должен быть – ведь направо от Святого Носа сотни километров неконтролируемого водного пространства, и абсолютно незащищённое Белое море с Северодвинском.

Сейчас (2010 год) теплоход «Клавдия Еланская» ходит на Йоканьгу исключительно из-за дотаций администрации ЗАТО, так как рейсы для пароходства не рентабельны. Что станет, когда деньги иссякнут? А они обязательно иссякнут, если их будут так  бессовестно воровать. В следующем году должен быть списан теплоход Мурманского морского пароходства «Клавдия Еланская», который отходил в Островной 33 года. В ММП, правда, есть ещё и тх «Поларис», но он вместо 224 пассажиров «Клавдии Еланской»  берёт на борт лишь 76 пассажиров, груза не берет, да и кроме того, часто используется пароходством для выполнения круизных рейсов на Соловки, Исландию, Гренландию, Шпицберген и Землю Франца-Иосифа.
   И, самое пикантное – теплоход «Поларис» 1968 года постройки, т.е. он на 9 лет старше «Клавдии. Еланской»!

    Прорабатывается ныне вопрос и об организации здесь прибрежного рыболовства, а также о расширении «рыбного туризма». Но! Рыбный туризм – вещь сезонная и «малогабаритная», занять в нём много людей не получится. А о прибрежном рыболовстве даже и говорить как-то абсолютно  несерьёзно, зная,  как у нас распределяются квоты на морские биоресурсы. Зато здесь - в Островном, организуется могильник ядерных отходов. Мало нам Новой Земли – ещё и на материке закопаем радиоактивные отходы. В заключение хотел бы извиниться перед теми, кто сегодня продолжает служить в этом забытом Богом и правительством гарнизоне. Может я несколько сгустил краски. Идет разговор, что в следующем году Островной должен лишиться статуса ЗАТО. Это совершенно не значит, что инвестиции хлынут широким потоком в эту часть Кольского полуострова. По приказу ФСБ РФ от 2 июня 2006 года № 240 «О пределах пограничной зоны на территории Мурманской области» минимальная полоса пограничной зоны вдоль побережья Российской Федерации в данном субъекте составляет 15 километров. За счёт чего же будут жить люди, которых в другом месте никто не ждёт?

   На  этой грустной ноте я заканчиваю первую часть моего очерка о Гремихе –Йоканьге - Островном – Мурманске -140.  Последний адрес был известен на материке только  родственникам всех военных и моряков, которые служили в Гремихе. По другим адресам письма вряд ли могли дойти до адресата.  А возможно, как это было уже не раз в России, и эти названия скоро  исчезнут навсегда. Люди, посвятившие себя служению Родине, потихоньку уходят в мир иной, а новому поколению, рожденному после лихих 90-х, слово Гремиха вряд ли о чем-то напомнит. Вот так Родина и рождает Иванов, не помнящих  своего родства.

Источник материала - http://www.proza.ru/2014/12/07/733

Источник материала - http://www.proza.ru/2014/12/07/1599

Источник материала

Источник материала - http://swalker.org/voennie/377-umirayushhij-voennyj-gorod-gremixa-murmanskaya.html

Источник материала - http://gremih.ru/

 

Заходите на сайт Дегтярева Андрея

Комментарии  

0 # сергей 28.01.2017 12:06
да!!!жесть полнейшая!!!проходил там практику в 1992 году,с Дзержинки уже тогда чтобы отправить лодку в автономку,собиралось на нее оборудование с 10 лодок,помню в первый раз я там попробовал кальвадос,обычная брага,вот ее там и глушили все подряд и офицеры и матросы,жаль флот,жаль акулы,одна лодка-тайфун стоили миллиард баксов,за эти бабки из Гремихи можно было бы багамы отгрохать

Kazakstan, Shymkent
Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

  1. 0
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 5
  7. 6
  8. 7
  9. 8
  10. 9
  11. 10
  12. 11
  13. 12
  14. 13
  15. 14
  16. 15
  17. 16
  18. 17
  19. 18
  20. 19

ДОБРОГО ВРЕМЕНИ

Последние комментарии

  • Архив анекдотов - Том 4

    JamesHet 15.07.2019 16:29
    главное смекалка ----- get italy phone number | https://virtual-local-numbers.com/
     
  • Архив анекдотов - Том 6

    Алексей 15.07.2019 15:50
    Перезвоните мне пожалуйста 8(921)740-47-60 Вячеслав.
     
  • Архив анекдотов - Том 4

    Jamestom 15.07.2019 11:54
    viagra commercial models over at this website: http://prodmin.ru/ actress in viagra 2016 commercial find ...
     
  • Архив анекдотов - Том 4

    Geraldsuill 15.07.2019 10:52
    Человек, пока он пребывает на этой бренной земле, должен быть ко всему готовым, должен бестрепетно ...
     
  • Музыкальные новинки

    Jane 24.06.2019 22:19
    What i do not understood is if truth be told how you're now not really a lot more well-favored than you ...

Новости CNN

Вход для друзей

ѕробки на яндекс. артах
Рейтинг@Mail.ru
яндекс.ћетрика